26 апр. 2008 г.

Немного беременна



Немного беременна Наталья Вильвовская
26 апреля – 24 мая 2008 года
Галерея "АРТСтрелка-projects", Москва

Скульптура, главными атрибутами которой в течение многих веков являлись трехмерность и объем, относится к самым старейшим и самым традиционным жанрам изобразительного искусства. В XX веке консервативность скульптуры сыграла с ней злую шутку, оставив ее на время за границей тех глобальных изменений, которые произошли в искусстве в новейшее время. Эксперименты в области живописи, расцвет фотографии, появление медиа искусства и прочие изменения менее всего коснулись скульптуры, адепты которой наиболее стойко сопротивлялись нарушению многовековых канонов.

Сложность и дороговизна процесса производства не привлекала наиболее радикально мыслящих независимых художников к поискам в этой области: им проще было вообще отказаться от этого жанра, используя трехмерный язык для создания совершенно новых высказываний – объектов, инсталляций и паблик арта. В результате к началу XXI тысячелетия внешние и внутренние границы скульптуры оказались столь размыты, что скульптура в старом понимании этого слова осталась лишь одним из широкого диапазона форматов того, что сейчас подразумевается под понятием современной скульптуры.

Только в последнее время известного российского художника Бориса Орлова в каталоге его персональной ретроспективной выставки "Воинство земное и воинство небесное" называют "одним из немногих профессиональных скульпторов на московской художественной сцене", а группа АЕС позиционирует свои последние работы как скульптуру. Более того, многие известные и молодые художники, достигнув определенного успеха, переходят к работе в трехмерном жанре. О скульптуре говорят, о ней пишут, скульптура стала модным, возвращающимся в современный дискурс трендом.

Проект профессионального скульптора Натальи Вильвовской – одно из веяний нашего времени. Потомственный скульптор, работавший в традиционной манере, Вильвовская переосмысляет свое творчество и выходит на новый концептуальный уровень работы с материалами. Выставка "Немного беременна" немыслимым образом связана с историей РАО ЕС, которому более 10 лет назад, в момент его образования, были поданы на конкурс первые наброски совсем непохожего на нынешний результат проекта.

Внутренняя "беременность проектом" продолжалась долгие годы, а к закату деятельности всесильной российской организации вылилась в совершенно новую форму, сделав идеей и содержанием сам процесс периодического размышления над проектом. От первоначального замысла остался только свет, тот свет, который все-таки останется у нас, несмотря на расформирование бывшего электрического монополиста.

Комментариев нет: