Интимная жизнь Григория Шпейера
Богдан Мамонов
22 апреля – 10 мая 2008 года
pARTner project Gallery, Москва
Возвращение художника – так можно назвать персональную выставку Богдана Мамонова в pARTner project Gallery, которая, несомненно, станет важным событием художественного сезона.
Богдан Мамонов – один из самых загадочных авторов эпохи рубежа веков. Соучастник практически всех крупных художественных течений с конца 80-х по настоящее время, известный теоретик и куратор, номинант премий "Черный квадрат" и "Арсенале", представитель России на 51-й Венецианской биеннале, Мамонов, тем не менее, долгие годы стремился находиться в тени московской художественной сцены, применяя к себе слова Лори Андерсон:"Nobody knows me".
Верный идеалам молодости, прошедшей под влиянием андеграунда, он на протяжении последних двадцати лет отдавал предпочтение коллективным художественным практикам: являлся участником и зачастую вдохновителем таких творческих групп, как "Пять плюс один", "Группа без Названия", "Запасной выход" и легендарный "Escape". Именно Мамонов был ближайшим соратником Александра Бренера – самой яркой фигуры девяностых годов, и именно Мамонов первым обосновал теоретические принципы "нонспектакулярного искусства" – этого последнего всплеска авангарда в московском искусстве.
Сегодня художник выступает на авансцену с большим персональным проектом, который он планирует развивать в ближайшие годы. "Интимная жизнь Григория Шпейера" – первая часть этого проекта, связанная с личностью прадеда Богдана Мамонова Григорием Шпейером – немецким инженером, репрессированным в 1930-е годы. В его наследии сохранился архив стереоскопических фотографий и предназначенный для их просмотра аппарат – Таксифот, изобретенный еще в позапрошлом веке. На основе этого архива Богдан Мамонов создает свой проект, повествующий об истории России, рассмотренной через историю семьи. Это сложное, комплексное высказывание, обозначающее поворот к теме памяти. Именно такой тип проекта известный куратор Виктор Мизиано обозначил термином "complexity", подразумевая искусство, противостоящее коррумпированной актуальности, но поднимающее извечные, базовые ценности.
Продолжая великую русскую традицию в лице, прежде всего, Ильи Кабакова, Богдан Мамонов обращается к образу "маленького человека". Но в отличие от того же Кабакова у Мамонова это не вымышленный герой, а реальное историческое лицо, более того – соавтор выставки. Но не только Шпейер является героем проекта. В центре истории – загадочный портрет Фаины Шпейер, бабушки автора, к фотоизображению которой он, по собственному признанию, испытывал в детстве перверсивные чувства. Видимо именно образ вожделения и мужской агрессии передает Мамонов в автопортрете, в котором он изображает себя ребенком в ковбойском костюмчике с револьвером, направленном на зрителя.
Свободно владея всем арсеналом выразительных средств, художник выстраивает драматургию выставки в диапазоне от живописи до видео. Важнейшую роль в проекте играет и сам "волшебный" Таксифот, который зрители смогут увидеть на выставке.
В заключение надо сказать, что выставка представляет первую часть трилогии "Транквилизация памяти", над которой Мамонов продолжает работать. Художник возвращается!
Источник: gif.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий