7 апр. 2008 г.

Мой приятель Вейдер


Помнится, в детсаду у меня была очень красная воспитательница. Не то чтобы ее лицо было томатного цвета, просто она часто повторяла: «Сталин – хороший, а Гитлер – плохой». Признаться, в то время я с трудом мог отличить одного от другого, поскольку ребенку, знаете ли, бывает хлопотно, да и не интересно находить 10 отличий в каких-то двух усатых мужиках. И все же пропаганда моей красной воспитательницы не прошла мимо – с ее слов я и начал свое знакомство с вот этой всей сомнительной дуальностью бытия: разделом на черное и белое, плохое и хорошее, добро и зло.

Чуть позже, даже когда я уже отдавал себе отчет в том, что Гитлер – это Сталин, только вид сбоку, где-то в глубине души я все равно ощущал Адольфа человеком сумрака. На этой почве у меня непредумышленно завелась одна забава: я начал представлять Гитлера в ситуациях, в которых его, казалось бы, и не представишь. В своих фантазиях я видел верховного нациста, который чистит зубы, кушает сосиску, причесывается, рассказывает анекдот, ходит на рыбалку и т.д. и т.п. То есть, я невольно перемещал сакральную икону зла в пространство быта. Быта, который, как меня уверяли, немыслим, ведь икона зла, как и принцессы, не должна какать – ей полагается лишь скалить зубы, кричать и убивать людей, но чтобы делать нечто незамысловатое и простецкое, свойственное каждому из нас – нет, на это зло не способно.

Короче говоря, мой случай – это пример того, как статичный образ, совокупляясь со здоровым детским воображением, перестает быть таким уж статичным, освобождается от пропаганды и становится живым. Позже я узнаю, что вот это размывание статичного образа имеет нечто общее с тем, что люди называют стебом. Стеб, как известно, еще то средство обретения свободы мышления. Но речь не об этом. Речь о работах фотографа Нафиса Азада, чья фантазия и стеб невероятно мне близки. Точно также как мальчик с Гитлером из моей истории, Азад разрушил актуальный ему статичный образ путем воображения и стеба. Так лукасовский предводитель Империи Зла Дарт Вейдер стал человечнее – живее и реальнее, если хотите.

Анатолий УЛЬЯНОВ

Комментариев нет: