6 апр. 2008 г.

Человек с Киноаппаратом



Наконец-то хорошо – глоток воздуха в чадном пространстве галерейной жизни. Это я про выставку Николая Белоуса «Человек с киноаппаратом» в галерее «ЦЕХ», после которой становится ясно: то, чего так и не смог достичь в своих неровных заикающихся практиках Олег Тистол, того достиг Николай Белоус.

Проект «Человек с киноаппаратом» - это пестрая череда стоп-кадров из одноименного фильма Дзиги Вертова 1927-го года. Что примечательно, Белоус не просто набрал визуальных цитат из фильма, но выцедил особый дух того старого Киева эпохи красного, эпохи исконных авангардов. На выходе получился дивный гибрид – конец 20-х, выговоренный современным языком.

Плакатная живопись Белоуса исключительна в своем союзе насыщенности и лаконичности. Ничего лишнего, детали, казалось бы, совершенно не выписаны, «не детальны», присутствует некоторый аскетизм изображения, но при этом - работы объемны и полноценны. Грубо говоря, «три мазка», а мир случился; «три мазка», а все сказано.

Белоус провоцирует эффект наблюдения сквозь дымку времени. Само Время в этих работах будто бы становится осязаемой материей – густым влажным воздухом.

Не стоит также забывать, что кадры Вертова сами по себе являются завершенными изображениями, цитирующими то Пикассо, то Дега. То есть, перед нами набор цитат на цитирующего.

Отдельного внимания заслуживает умение Белоуса выбирать цвета и совмещать их – вот уж воистину цветовое благородство с уклоном в United Colors of Benetton: лица кирпичные, лица ягодные, лица горчично-зеленые; дивная синева рубах и мундиров; пылающее рождение ребенка (к слову, именно Вертов первым в истории снял роды без целомудренных купюр).

Забавная деталь: на открытие выставки пришло, мягко говоря, небольшое количество людей. Во-первых, премьеру проигнорировала киевская арт-тусовка (не мудрено, ведь Белоус никогда не стремился стать ее частью), во-вторых, не пришли и многие галерейные завсегдатаи (для большинства которых имя Белоус ничего не говорит). Казалось бы, провал, не так ли? Да нет, не так. Все как раз получилось. Получилось не только хорошее искусство, но и 9 проданных работ, что есть хорошо. И коль уж мы заговорили о прагматике культуры, то искусство Белоуса, пожалуй, одно из немногих в Украине, которое смело можно толкать на экспорт, учитывая западную моду на «околосоветскую экзотику». Оно более чем не стыдное.

Источник: proza.com.ua

Комментариев нет: