26 мар. 2008 г.

Неудобное искусство


Неудобное искусство
26 марта – 6 апреля 2008 года
Галерея "00130Gallery", Хельсинки

Художники: "Al Fuckyr", Дмитрий Булныгин, Ирина Вальдрон, "Война", Алина Гуткина, Александр Евангели, Диана Мачулина, Викентий Нилин, "ПГ", "Синие носы"

Выставка "Неудобное искусство" представляет произведения известных русских художников, запрещенные к показу в России в связи с возрождением политической цензуры, в том числе работы групп ПГ и "Синие носы", которые министр культуры охарактеризовал как порнографию и "позор России. Также будут показаны работы молодых авторов, которые могли бы подвергнуться цензуре, если бы не демонстрировались только в узком кругу единомышленников.
В стране, где свобода слова мертва, художником быть опасно. Любое справедливое критическое высказывание по отношению к власти может обернуться для деятеля культуры судом и сделать его политическим беженцем. Однако художник не может не говорить правду. Остается делать это на безопасном расстоянии. Как в старом анекдоте о том, что в СССР была свобода слова: каждый мог выйти на Красную площадь и крикнуть: "Рейган – подлец!". А сейчас, чтобы сказать, что ФСБ и ее ставленник Путин – не самая лучшая власть для России, нужно выйти на площадь иного города, где чтят право человека на свободное высказывание. Именно таким откровенным высказыванием на самые актуальные темы и является выставка в Финляндии. Это искусство, неудобное для российской власти, как подрывающее ее неправедные основы, и неудобное в коммерческом смысле, как проблемное, а не умиротворяющее.

Экспозиция разделена на части "Порядок" и "Хаос", кафкианский ужас бюрократии и какофонию различных фобий и маний, разрастающихся в народном подсознании. Тонкая прослойка между ними – "Документы", натурные съемки, фантазмы, которые предлагает ежедневная реальность.

Первый раздел показывает механизмы бюрократической машины и их связь с сознанием народа. В видео Викентия Нилина "Приветствие" Путин произносит традиционное телевизионное поздравление граждан с Новым Годом. За кадром хохочет женщина, от каждой новой фразы президента все сильнее. Все, что остается для протеста – право на чувство юмора.
Работа Нилина сменяется видео Ирины Вальдрон "Agitato": пластмассовый пупс размахивает ручками, пытаясь сбросить с себя огромного паука. У него ничего не получается: ведь руки движутся по заданной конструкцией траектории.
Видео Дмитрия Булныгина "My lord" метафорически отсылает к подобострастию тех, кто хочет приблизиться к власти и выслужиться перед ней, чтобы получить от нее знаки внимания.
Видеоработы Алины Гуткиной и инсталляция Дианы Мачулиной рассказывают о невозможности альтернатив и иллюзорности свободы выбора в современной России. "Резиновая душа" Мачулиной появилась после рассказа ее друга, украинского журналиста о том, что в Украине могут голосовать пациенты сумасшедших домов, и когда он брал интервью у одного из сумасшедших и спросил, что нового по сравнению с прошлым разом, тот сказал: "Стало лучше, раньше нам давали карандаши, а теперь – ручки". Фрагмент кремлевской стены с двумя башнями, сложенный из кирпично-красных ластиков, стоит на постаменте – урне для голосования. На ней же – пачки избирательных бюллетеней и карандаши для их заполнения. Власть Кремля держится на уничтожении индивидуального мнения, и население всей страны держат за сумасшедших. Голосовать "карандашами" – бессмысленно, ведь результаты известны заранее. Непослушных – усмирят: второе видео Гуткиной показывает руки прокурора, монотонно подшивающие в архив бесконечные уголовные дела. На папках все чаще оказываются имена не согласных с политикой власти. Монотонная прокурорская работа стала опорой путинского режима.

В разделе "Хаос" работа группы ПГ препарирует российскую фобию китайской экспансии. Достаточно было кабинета с видом на Красную площадь и марширующих по ней китайцев, как публика тут же увидела в повешенном чиновнике Путина, в художниках, наряженных в китайскую национальную одежду – китайцев, в собаке, которого они едят заживо – собаку президента, черного лабрадора Кони, а в связанной насилуемой блондинке – народную любимицу Ксению Собчак, проповедующую в медиа примитивный гедонизм. Рядом – фильм "Синих носов", в котором навязчивые телевизионные образы сплетаются в абсурдный клубок паранормальных причинно-следственных связей, и документация акции "Ебись за наследника медвежонка", сделанной молодой, но успевшей эпатировать московскую публику группой "Война", в которой групповой секс в залах зоологического музея, оргия со славянскими языческами корнями, напоминает об играх с оккультизмом времен III рейха.

"Документы" представляют простые фрагменты, выхваченные из обыденности. Дмитрий Булныгин снял на мобильный телефон приземление агрессивной летающей тарелки на улицах Москвы, спасающихся от нее людей и раненых. Инсталляция Александра Евангели состоит из двух фотографий и аудио-документов к ним, появившихся на сайтах мировых новостей в один день. На одном саундтреке – демонстрация пенсионеров Санкт-Петербурга, кричащих "Долой Путина!", на другом – шум атмосферы и реальные звуки с планеты Титан. Эта работа – своеобразный антиитог выставки. Хотелось бы, чтобы крик каждого человека о том, что он не может жить в тех условиях, в которые он поставлен властью, не остался столь же чужим, как звуки с отдаленной планеты, но был услышан и понят.

Источник: gif.ru

Комментариев нет: