Помнится, я уже упоминал о произведениях Йохана Шваба, но лишь в контексте его фотографий тех женщин, которым были дарованы сверхматеринские «бидоны от Бога». Теперь же, когда и прочие его карточки стали доступны, хотелось бы взглянуть на его искусство с другой стороны.
Дело в том, что работы Шваба долгое время оставались для меня загадкой. Они вроде как ничем не примечательны – это просто правильные фотографии. В них нет сюжета, нет декораций, нет, казалось бы, ничего, что позволило бы зацепиться взгляду – сплошное независимое изображение. Перед нами обнаженные женщины на сером фоне – ни больше, ни меньше. И все же, эти карточки обладают необъяснимым магнетизмом. Даже факт, что в отдельных случаях мы видим несколько необычных моделей, нельзя признать корнем вот этого эффекта, когда не можешь оторвать взгляда и лишь глядишь да наслаждаешься.
Признаю, я стал жертвой, что называется, «охоты на удивительное», когда единственной ценностью искусства, единственно искомым становится умение художника потрясать, шокировать, будоражить и поставлять зрителю вопящие образы. Всего этого у Шваба нет, что, впрочем, не означает, что эти произведения нельзя назвать современным искусством. Напротив – это искусство завораживает именно потому, что является простым и правильным; без модных изысков, без шума, без эпатажного гонора. В нем есть самое главное – тонко чувствующий художник. Впечатляют не тела, не то, ЧТО изображено, но то, КАК – пластика, линии, переходы цветов, тени и т.д.
Фотографии Шваба – прекрасный пример удачной автономности формы; ее [формы] превосходства над содержанием. Это чистая эстетика в абсолюте; гениальное полотно, сотканное из традиционных решений красоты. Когда встречаешь нечто подобное, забываешь о претенциозной актуальности и всех прочих критериях оценки contemporary art. Искусство просто кладет тебя на лопатки.
Источник: proza.com.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий