27 мар. 2008 г.

Animal Inside



Простите, умники, но теория эволюции Дарвина всегда казалась мне унизительным концептуальным идиотизмом для тех, кто настолько ненавидит себя, что соглашается уверовать: «Я – потомок тупых вонючих обезьян, которые вдруг решили придерживать пенис при мочеиспускании, в результате чего окультурились и стали людьми». Наш мама-папа Бог кажется мне более убедительным, но речь не об этом. Речь о людях и животных, а точнее о животных в людях. Даже если принять во внимание, что Дарвин – смутьян и самозванец, это ни в коей мере не отменяет того факта, что нечто от зверушек в каждом из нас все-таки присутствует.

Обнаруживать зверушку в человеке – великое наслаждение. Разумеется, меня не интересуют молью сожранные наблюдения вроде «Зина, ты такая игривая кошечка» или «Эй, Валера, придержи лошадей и слезь с меня». Куда интереснее, к примеру, видеть высохшего молодого брюнета и понимать, что внутри него живет сытый злобный паучок; или следить за девушкой во время приема пищи и понимать, что созерцаешь цаплю, поклевывающую лягушек. Не менее умилительны профессора с баранами внутри или карлики, ведущие себя подобно веселым кузнечикам. Говоря о художниках, можно было бы вспомнить шакалов, пиявок, червей и мокриц. Короче говоря, люди вокруг нас – еще тот зоопарк и ничего нового да удивительного в этом нет.

Простые, лишенные всякой претензии работы Клемента Вуше и Томаса Кудера из французской студии «HELMO» как раз об этом. Эпилептический контраст цветов, единство человеческого и животного – эти фотографии не просто метафоричны. Обращаясь к зоологии, Вуше и Кудер рассматривают индивида как аллюзию на то или иное животное (со всеми вытекающими отсюда последствиями и выводами).

Действительно ли нужно посещать семейного психоаналитика, чтобы узнать «Лиза – хитрая сука», если можно еще при знакомстве распознать в ней лисицу и сэкономить жизнь? Сужу по одежке, скажите? Возможно, и все же помните: Дарвин – ошибся, а значит каждый из нас вправе доверять интуиции.

Анатолий УЛЬЯНОВ

Комментариев нет: