3 июл. 2008 г.

Яблоки падают одновременно в разных садах


Яблоки падают одновременно в разных садах
Анатолий Осмоловский, Елена Елагина, Игорь Макаревич, Авдей Тер-Оганьян, Мария Чуйкова, Александр Сигутин, Сергей Братков, Александр Меламид, Виктора Алимпиева
3-31 июля 2008
Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Москва

Проект “Яблоки падают одновременно в разных садах” похож на откровение. Всех: институции, галеристов, зрителей, терзает вопрос о том, почему не родятся молодые гении современного искусства. Вопрос в корне неправильный – их просто не там ищут. Ведь яблоко, как известно, падает недалеко от яблони, а урожай современных талантов надо собирать вблизи от плодотворных творцов. Куратор проекта Анна Зайцева обратилась к состоявшимся художникам с просьбой выбрать тех из нового поколения, кто им наиболее интересен.

Юный возраст часто служит неким извинением за неубедительное произведение, что неверно. На это обратил внимание концептуалист Юрий Альберт, и в поисках молодых парадоксально взглянул в прошлое. Его сверстники, ныне классики современного искусства, сделали свои первые программные произведения в возрасте от 16 до 27 лет. Институции сейчас снисходительно принимают от молодых почти все, приписывая им некий мифический потенциал развития в будущем. Шедевры, отобранные Альбертом, показывают, что из ничего что-то хорошее не вырастет, и те, кто сейчас способен на сильное высказывание, с него и начинали.

Если Альберт запускает машину времени против часовой стрелки, вспоминая, то остальные художники в роли кураторов используют историческую перспективу иначе, заглядывая в будущее, когда будут ясны причины и следствия. Когда художники разных поколений сознательно выставляются вместе, становится явной преемственность. Через одну точку можно провести такое множество прямых, что выбрать направление невозможно, через две точки – только один вектор развития. Определив предшественников для молодых авторов, можно определить вектор их дальнейшего пути и быть уверенным, что он им предстоит и что они не являются случайной точкой в стороне от прямой истории искусств. С другой стороны, автор, не повлиявший на дальнейшее развитие искусства, будет забыт, и согласно этому принципу, старшие фиксируют себя в качестве влиятельного звена истории, показывая своих последователей, классики возделывают свой сад.

Комментариев нет: