12 дек. 2007 г.

"Позор России" теперь в России!


Синие носы (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров)
Галерея М&Ю Гельман на Винзаводе, Москва
12 декабря 2007 года

Попытка запретить парижскую выставки "Соц-арт / Политическое искусство в России" вызвала международный скандал, который обсуждали на личной встрече президенты Путин и Саркози. Министр культуры Александр Соколов публично ополчился на художников Мизина и Шабурова (объединившихся в группу "Синие носы"), а также обозвал их "Целующихся милиционеров" порнографией и "позором России".

Это подстегнуло многих неуравновешенных сограждан, желающих ограничить многообразный спектр российского искусства. Не успел галерист "Синих носов" Марат Гельман выиграть один суд, как два новых грозят организатору выставки "Соц-арт", куратору Третьяковской галереи Андрею Ерофеева. Даже директор ГТГ Валентин Родионов подал в суд на министра культуры, чтобы поддержать "Синих носов".

А дальше?

Благодаря вышеперечисленному "Целующиеся милиционеры" стали самой известной работой русского соц-арта. Это спровоцировало новые скандалы. Художники Комар и Меламид, считавшиеся до последнего времени изобретателями данного направления, тоже предъявили иск Мизину и Шабурову. Они заявляют: "Это мы – основатели соц-арта!" и хотят отстоять свое первенство в суде. Плюс к тому возмутился британский граффитист Бэнкси: "Это я первым нарисовал целующихся бобби!" – негодует он и хочет прилететь на разборку в Россию.

Однако, мало, кто знает, что кроме "Целующихся милиционеров" с выставки "Соц-арт" изъяли еще более 50 работ "Синих носов" (по официальной описи – 17). Это не помешало выставить их в Берлине и Париже, Японии и Дании. И вот, наконец, "позор России" приехал в Россию!

Что в нем скандального?

Когда глава ФАКК Михаил Швыдкой разглядывал фотографии "Синих носов" и увидел голых Ющенко с Тимошенко, он просто побоялся перевернуть страницу! Там Саддам Хуссейн обжимается с Хиллари Клинтон, Милошевич – с Кондолизой Райс, а Борис Березовский – с британской королевой.

На выставке вы увидите это, а также все то, о чем подозревали, но даже не мечтали лицезреть воочию. Все легенды и мифы постсоветского пространства, инсценированные на отдельно взятой кухне. Вся новейшая история глазами обывателя. Все наши фетиши и жупелы – то, чем нас завлекают, чем нас пугают, и то, что от нас скрывают. Правда о революциях и послевоенном переделе мира. Тайны развала СССР и гибели принцессы Дианы. Разгадка убийств Кеннеди и Мэрилин Монро, Литвиненко и Гонгадзе, а также разговор Путина с Махатмой Ганди и многое-многое другое.

Зачем все это?

"Синие носы" занимаются "современным" искусством – так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Перерабатывают актуальную визуальность. Какую? Включите телевизор! Что вы там увидите – клиповая нарезка, бесконечные юмористические шоу, замешанная на сексе реклама, сериалы про ментов и новости про президентов. Вот и у "Синих носов" – все то же самое, только доведенное до абсурда... Если художники XIX столетия спешили с этюдниками на пленэр, то мы с вами обитаем в иной реальности. Поэтому этюды современных художников – выстригать из журналов фото терактов, препарировать Петросяна и штудировать интернет-фольклор.

"Синие носы" – прямые наследники "Синей блузы", революционно-акробатических агитбригад 1920-х гг. Мы привыкли, говорят Мизин с Шабуровым, что поэт в России больше, чем поэт, художник больше, чем художник... А раз так – искусство должно высказываться на значимые темы. Иллюстрировать газетные заголовки. Днем – в газете, вечером – в лайтбоксе, баннере или видеоарте! Воздействовать на пионеров и пенсионеров. "Синие носы" поставили перед нами зеркало, и выяснилось, что вместо головы у нас – пиво, сигареты и Бен Ладен. Очистим свои мозги от мусора!

Источник: guelman.ru

Комментариев нет: